Китайско-российский альянс – брак по расчету

Несмотря на очевидное сближение между Китаем и Россией в последние несколько лет, их альянс является скорее «браком по расчету», поскольку наиболее важными для обеих стран являются не связи друг с другом, а внешнеполитические отношения с Соединенными Штатами.

Подпись к изображению: Председатель КНР Си Цзиньпин и президент России Владимир Путин приветствуют участников совместных учений «Морское взаимодействие – 2014» в военном порту Усун в китайском Шанхае
Подпись к изображению: Председатель КНР Си Цзиньпин и президент России Владимир Путин приветствуют участников совместных учений «Морское взаимодействие – 2014» в военном порту Усун в китайском Шанхае

Выступая во вторник на форуме в Брукингском институте, исследовательском центре в Вашингтоне, эксперт из японского университета Кюсю доцент Шицако Мацуо сказала, что «на сегодняшний день российско-китайские связи являются прочными, но не жизнестойкими».

Для Москвы «Китай – единственный надежный друг». Кроме того, он превратился в крупнейшего торгового партнера. Помогая тем самым российской военной индустрии, Пекин недавно приобрел современные ракеты и самолеты, необходимые ему для распространения своего влияния за рубежом.

Однако, по ее мнению уже становятся очевидными первые признаки раскола, в частности в Центральной Азии, где Россия традиционно играла доминирующую роль в сфере безопасности. Сегодня Китай оказывает все более сильное влияние на экономическое развитие этих постсоветских республик через Шанхайскую организацию сотрудничества.

Дэвид Гордон из консалтинговой компании «Eurasia Group» добавил, что «Россия все сильнее ощущает себя младшим партнером в альянсе с Китаем, по мере того как Пекин демонстрирует свою экономическую мощь. В настоящее время существует «богатая почва для сотрудничества и конкуренции» между двумя странами.

Связи между Россией и Китаем существенно укрепились после присоединения Россией Крыма в 2014 году и военной поддержки Москвой сепаратистов на востоке Украины, что повлекло за собой введение жестких экономических санкций со стороны Соединенных Штатов и Евросоюза, а также после заключения ряда двусторонних договоров о поставке природного газа.

Хотя «энергетические проблемы по-прежнему оказывают существенное влияние на двусторонние отношения», сотрудничество между двумя странами «явно начинает хромать». Гордон заявил, что России так и не удалось привлечь крупные китайские инвестиции в добычу и производство энергоносителей на Дальнем Востоке и в северо-восточных регионах, а также проложить, как планировалось, новые трубопроводы через Центральную Азию.

В результате, «Россия вынуждена смириться» с ее «продолжающейся зависимостью от европейских рынков» для удержания своей экономики на плаву. Кратко выражаясь, «Россия все больше опасается превращения в сырьевой придаток Китая».

Представитель университета Хоккайдо профессор Акихиро Ивашита сказал, что Россия и Китай после долгих лет пограничных конфликтов осознали, наконец, что у них не так много конкурирующих интересов и «больше не воспринимают друг друга как соперников». Он также добавил, что обе страны «осознали и приняли условия нынешнего «квази-альянса».

По его мнению, Япония придерживается существенно иного взгляда на российско-китайские отношения по сравнению с Соединенными Штатами. Токио видит в обеих этих странах своих соседей, в то время как Вашингтон видит в России продолжение Европы, а в Китае – восходящую державу Азиатско-тихоокеанского региона.

Хотя сухопутные границы Китая с Россией и другими соседями, за исключением Индии, являются прочными и мирными, Пекин видит себя «окруженным многими странами» на побережье, что привело к возникновению у него морской «пограничной паранойи». Чтобы противостоять воображаемой угрозе, он заявляет свои права на рифы в спорных водах Южно-китайского моря с целью создания на них военных объектов.

Китайцы «хотят приобрести больший вес в своем регионе», считает Томас Райт из Брукингского института. Пекин полагает, что «после кризиса 2008 года ситуация в корне изменилась» и он более не обязан молча соглашаться с лидерством Соединенных Штатов, как это было во время Тайваньского кризиса в 1990-х.

В свете сложившихся обстоятельств, Китай и Россия видят различные пути укрепления своего влияния. Россия во главе с Владимиром Путиным «готова пойти на огромный риск» ради ослабления Европейского Союза и западного военного альянса. Китай, хотя он и заявляет свои права на Южно-китайское море довольно агрессивно, имеет «много средств в своем распоряжении» для распространения влияния за рубежом, в основном экономического.

«Китайская стратегия работает только в условиях мира», добавил Томас Райт, поскольку «Пекин неустанно предпринимает меры для постепенного изменения» мирового порядка в свою пользу.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий