Если верить показателям фондовых рынков, британская экономика переживает бум исторических масштабов. В конце прошлого октября индекс «FTSE 100» достиг отметки 6734, превысив уровень, достигнутый на пике экономического бума докризисного 2007 года (6730 в октябре 2007 года). С тех пор его значение колебалось, но 21 февраля 2014 года показатель покорил новую высоту, достигнув отметки 6838. Рекордное значение (6930) рассчитываемого с 1984 года индекса было отмечено в 1999 году во времена бума Интернет-технологий. Если сегодняшняя тенденция сохранится, может быть установлен новый максимум.
Текущий уровень котировок удивляет, учитывая, что британская экономика до сих пор не восстановила утраченные в результате кризиса 2008 года позиции. Доход на душу населения в Британии пока не вернулся на уровень 2007 года.
В США ситуация ещё более пугающая. В марте 2013 года фондовый индекс «Standard & Poor 500» достиг исторического максимума, превысив уровень 2007 года, хотя доход на душу населения всё ещё ниже уровня 2007 года. И если с прошлого марта индекс увеличился на 20%, то рост подушевого дохода не дотянул и до двух процентов. Определённо, надувается самый большой пузырь, чем когда-либо.
Уж совсем странным можно назвать тот факт, что в отличие от двух прежних бумов на фондовых рынках, никто не даёт внятных объяснений, чем вызван такой непомерный рост котировок. Так, во времена бума в сфере Интернет-технологий преобладала точка зрения, что новые информационные технологии навсегда и кардинально изменят экономику. Аналогично, в преддверии кризиса 2008 года завышенные цены на активы обосновывались предполагаемыми успехами в разработке новых финансовых инструментов и методов экономической политики.
На этот раз достоверных объяснений новому пузырю нет. Для подталкивания дальнейшего роста котировок приводятся какие-то несущественные слабые обоснования: создание новых рабочих мест превышает ожидаемый уровень; улучшение перспектив Японии, Китая или ещё чего-либо; назначение главой ФРС сторонницы мягкой политики Джанет Йеллен – словом, всё, позволяет предположить, что конец света наступит не завтра.
Немногие инвесторы верят этим сказкам. Большинство понимает, что нынешний рост котировок необоснован; говорят, что Джордж Сорос поставил на падение американского рынка. Они в курсе, что цены растут не из-за укрепления реальной экономики, а благодаря наличию огромной денежной массы вследствие валютного стимулирования. Именно этим вызвана столь нервная реакция, возникающая при малейшем намёке на его масштабное сворачивание.
[blockquote_fact]Однако инвесторы притворяются, что верят в эти беспомощные аргументы, потому нуждаются в них, чтобы оправдать (для себя и клиентов) свою деятельность на фондовых рынках, ведь где ещё найдёшь такую доходность.[/blockquote_fact]
К сожалению, пузырь невероятных масштабов, надувающийся на двух основных фондовых рынках мира, британском и американском, может привести к очередному финансовому краху. Очевидно, следует изъять избыточную ликвидность, накачивающую пузырь, сочетая ужесточение монетарной политики и продуманное финансовое регулирование, направленное против спекуляций на фондовых рынках (например, запрет продаж без покрытия и ограничение высокочастотного трейдинга). Конечно, существует опасность, что такая политика приведёт к «прокалыванию» пузыря и вызовет сумятицу.
В долгосрочной перспективе лучший метод борьбы с пузырями – это оживление реальной экономики. В конце концов, понятие пузыря относительно, и в условиях сильной экономики ничего страшного нет даже в очень высоких ценах. Необходимо стимулировать стабильный рост потребления, основанный на росте заработной платы, а не долгов; увеличить инвестиции в промышленность; ввести систему финансового регулирования, которая обяжет банки активнее кредитовать производителей, а не потребителей. К сожалению, это именно то, что не желают делать власти США и Британии.