В ходе своего визита в Дуйсбург председатель КНР Си Цзиньпинь сделал мастерский ход из арсенала экономической дипломатии, который входит в прямое противоречие с попытками вашингтонской неоконсервативной группировки вызвать новую конфронтацию между НАТО и Россией.
Пользуясь ролью Дуйсбурга как крупнейшего внутриматерикового порта, традиционного транспортного узла Европы и рурского металлургического центра ФРГ, он внёс предложение о сотрудничестве Германии и Китая в строительстве нового «экономического Шёлкового пути», связывающего Китай и Европу. Последствия его реализации для экономического роста по всей Евразии потрясающи.
В своих высказываниях, сделанных в сопровождении министра экономики ФРГ Зигмара Габриэля и местных политиков, Си подчеркнул, что Германия и Китай представляют собой два экономических локомотива с обеих концов Шёлкового пути, которые, взаимодействуя по общей позиции в отношении железнодорожной и иной инфраструктуры, могут вызвать к жизни целые экономические районы, расположенные вдоль маршрута.
[blockquote_fact]Термин Шёлковый путь – это сознательное возрождение китайцами понятия, применявшегося для описания древних торговых и культурных коммуникаций между Китаем, Центральной и Южной Азией, Европой и Ближним Востоком, которые были установлены во времена династии Хань примерно в 200 году до н.э.[/blockquote_fact]
Экономический Шёлковый путь и отдельный Морской Шёлковый путь впервые были упомянуты в выступлении Си в ноябре прошлого года на Третьем пленуме ЦК КПК 18-го созыва. Последний случай дипломатического продвижения идеи Си Цзиньпинем является подтверждением того, что она – не из области фантазии. Это стратегический приоритет. Китаю нужно закрепить новые рынки для экспорта или сохранить имеющиеся, а также сократить разрыв в развитии между хорошо развитыми прибрежными районами вроде Шанхая и более отсталыми частями страны в глубине материка, а также сохранить стабильность внутри Китая и его соседей. Шёлковый путь проходит через провинцию Синьцзян, среди мусульманского уйгурского населения которого распространены радикальные течения.
Хоть Си и не сказал об этом, очевидно то, что его предложение поступает в крайне критический момент, когда проблема войны и мира в результате ошибки в расчётах висит на волоске из-за манипуляций Вашингтона событиями в Украине и вокруг неё. Путь нового инфраструктурного коридора проходит через Россию. Другой экономической альтернативы нет. Таким образом, он также служит задаче связывания экономического будущего и перспектив мирного сотрудничества, особенно России и Германии.
Си сделал свои дуйсбургские комментарии в качестве элемента экономического плана Китая наивысшего уровня приоритета. За неделю до того, как вылететь в Германию, Си встретился в Пекине с саудовским наследным принцем Салманом ибн Абдул-Азизом Аль Саудом. Он попросил Саудовскую Аравию присоединиться к строительству Экономического пояса Шёлкового пути и Морского Шёлкового пути XXI века для содействия развитию транспортной связанности и культурного обмена. Через два дня в Пекине побывал министр иностранных дел Казахстана, ещё одной важной страны, лежащей вдоль маршрута предложенного экономического Шёлкового пути. Там он обсуждал вопросы сотрудничества при реализации грандиозного проекта и выразил готовность своей страны к совместной работе, как и президент Афганистана Карзай.
[blockquote_note]Нет сомнений, что Экономический Шёлковый путь занимает центральное место в китайской экономической стратегии развития западных областей Китая и установления экономической стабильности у его соседей с целью обеспечения бесперебойного поступления от них сырья, а также открытия новых торговых рынков.[/blockquote_note]
С момента вступления в должность в марте 2013 года Си и его премьер-министр нанесли личные визиты в Россию, Туркменистан, Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан. Все эти страны расположены вдоль предложенного маршрута проекта Шёлкового пути.
Си сказал, что предложение Китая о строительстве экономического пояса Шёлкового пути, основанное на идее об общем развитии и процветании, направлено на то, чтобы ещё лучше связать азиатские и европейские рынки, что обогатит идею Шёлкового пути новым содержанием и принесёт пользу народам, живущим вдоль пояса. Находясь на противоположных концах пояса Китай и Германия, подчеркнул Си, представляют собой две главные экономики, играющие роль моторов экономического роста, соответственно в Азии и Европе. В настоящий момент Китай и Германия связаны между собой международной железной дорогой Чунцин-Синьцзян-Европа.
В 2011 году Китай ввёл в эксплуатацию железную дорогу Чунцин-Синьцзян-Европа. В 2013 году через Казахстан, Россию и Беларусь было открыто прямое грузовое железнодорожное сообщение Ченгду-Лодзь (Польша). Экономические выгоды железнодорожных линий, как альтернативы морским перевозкам из прибрежных портов Китая в Европу или авиатранспорту, огромны. Полная поездка по магистрали Чунцин-Синьцзян-Дуйсбург занимает всего 16 дней, тогда как для линии Ченгду-Лодзь её продолжительность составляет 12 дней. Железнодорожный транспорт Китай-Европа значительно быстрее, чем перевозка морем, на которую уходит около 40-50 дней, и намного дешевле воздушного. Более того, железнодорожный транспорт предоставляет более удобные варианты перевалки грузов и более скорой их доставки до конечного получателя.
Примечательно, что среди советников Путина, выделенных Вашингтоном для персональных санкций, был глава «Российских железных дорог» – жизненно важного партнёра в проекте нового Шёлкового пути. Похоже, что в попытках удержать свою несостоятельную мировую гегемонию Вашингтон увяз в идеологии экономического саботажа, конфронтации и войн.
Ключ – стабильность Центральной Азии
Концепция Экономического пояса Нового Шёлкового пути была представлена во время знакового 10-дневного визита Си Цзиньпиня в Центральную Азию в сентябре 2013 года.
Он посетил 4 страны региона: Туркменистан, Казахстан, Узбекистан (премьер Ли Кэцзян побывал в этой стране также в ходе своей ноябрьской поездки) и Кыргызстан. Кроме этого, он принял участие в 13-м саммите ШОС в Бишкеке и посетил саммит «Большой двадцатки» в Санкт-Петербурге, где уже в пятый раз за свой первый год пребывания в должности встретился с Владимиром Путиным.
Си представил на рассмотрение предложение о совместном строительстве Экономического пояса Нового Шёлкового пути, призванного укрепить отношения между Китаем, Центральной Азией и Европой, которое состояло из следующих 5 пунктов:
- Усиление политических контактов с целью помочь «включить зелёный свет» для совместного экономического сотрудничества;
- Усиление дорожных коммуникаций с целью строительства большого транспортного коридора от Тихого океана до Балтийского моря, а также от Центральной Азии до Индийского океана, а затем поэтапного строительства сети транспортных коммуникаций между Восточной, Западной и Южной Азией;
- Усиление содействия торговле с упором на устранение торговых барьеров и принятие мер по уменьшению торговых и инвестиционных издержек;
- Усиление сотрудничества в сфере валютных отношений, с особым вниманием к расчётам валютами, которые могут снизить транзакционные издержки и сократить финансовый риск при одновременном повышении экономической конкурентоспособности; (это означало бы уменьшение роли доллара).
- Усиление международного обмена. Так, Китай выделил странам-членам ШОС 30 тысяч правительственных стипендий на обучение в китайских университетах в течение 10 лет, а также объявил о намерениях пригласить в страну 10 тысяч преподавателей и студентов.
Важнейшей движущей силой экономического развития чрезвычайно бедных регионов Шёлкового пути будет открытие Пекином вдоль его маршрута особых экономических зон, которые будут сообщаться с другими экономическими центрами в Китае, а также с его западными и южными соседями. Первая из них под названием «новый район Ланьчжоу» только что была открыта в китайской провинции Ганьсу.
[blockquote_fact]Новый район – это зона комплексного экономического развития внутри или рядом с агломерацией большого города. Решением Госсовета им предоставляются льготные условия и привилегии, призванные стимулировать их развитие.[/blockquote_fact]
В настоящий момент в Китае есть 6 новых районов, причём 4 из них находятся в прибрежных провинциях. Решение основать Новый район Ланьчжоу на северо-западе Китая, в одном из беднейших регионов – это чёткий сигнал о том, что Пекин уделяет особое внимание ускоренному развитию западных регионов Китая и их связыванию с другими, хорошо развитыми частями страны. Новый район Ланьчжоу в центре сосредоточения населения численностью почти 4 миллиона человек – это первая комплексная зона такого типа на северо-западе Китая и первая на историческом Великом Шёлковом пути.
Решение Китая сосредоточиться теперь на том, чтобы «ехать на Запад», имеет ещё одну важную составляющую, относящуюся к сфере безопасности. Пекину нужно обезопасить экспортные рынки и диверсифицировать свою транспортную сеть (главная тема, поднятая Си Цзиньпинем в ходе его поездки в Центральную Азию), особенно всё более ненадёжные морские пути на юге и юго-востоке Азии. Китай очень уязвим перед нарушением судоходства в Малаккском проливе, где участились нападения пиратов, незаконные перевозки и обострились нерешённые морские споры. Этим маршрутом в Китай доставляется почти 85 процентов его импорта, в том числе 80 процентов импорта энергетического. Пекин вполне понимает, что если Вашингтон вдруг решит пойти на конфронтацию с Китаем, то заблокировать Малаккский пролив не составит труда.
Уильям Энгдаль
Мега проект, который сделает Китай первой экономикой в мире.
Насколько я помню, китайский проект нового шелкового пути каким-то парадоксальным способом обходил Россию и шел по территориям чуть ли не 15 государств. Сложно назвать этот план «предотвращающим холодную войну методами экономической дипломатии», скорее время для его реализации выбрано очень удачно, показать, возможность обхода российской территории, чтоб за него ухватились западные политики и экономисты.
Но по-моему, этот план утопия, т.к. трасса проходит по Индии-Пакистану-Афганистану-Ирану-Турции, если китайские поезда с товарами будут пересекать границу Индии, а до Европы будут доезжать вагоны с гробами.